SMM по-нашему

На волне повышенного интереса к социальным медиа у населения, а также у тех, в чьи обязанности входит продвижение чего-либо любыми способами, решил и я написать статью о таком популярном инструменте маркетинговых коммуникаций, как Social Media Marketing. Странное дело, ведь еще до лета 2010 года я толком и не знал, что это такое и с чем его едят, а вот теперь пишу статью. Впрочем, я не претендую на истинность того, о чем я буду говорить в статье — это всего лишь мой субъективный взгляд, с которым вы, конечно же, можете и не соглашаться. Более того, я призываю всех, кому есть что сказать, выражать свое мнение в комментариях. Итак, поговорим о том, есть ли в Беларуси SMM.

новое время, новые вопросы

С развитием интернет пространства бизнес все больше осознает важность использования этого канала коммуникации в продвижении своего товара или услуги и для позиционирования самой компании на рынке. «Если вас нет в интернете, вас нет нигде» — знаменитая версия слов Билла Гейтса. Лишь немногие компании либо в условиях монополии (или близком к монополии состоянии), либо при наличии слабо развитого рынка могут себе позволить в современном мире полагаться только на старые инструменты маркетинговых коммуникаций. Одним из новых инструментов маркетинговых коммуникаций стал Social Media marketing. Все чаще сегодня компании обращаются к этому инструменту не только в совокупности с другими маркетинговыми кампаниями, но и как самостоятельному способу продвижения или позиционирования.

На фоне мировых тенденций развития SMM беларусские достижения смотрятся более чем удручающе. Говорить об SMM в стране, где веб-сайты  крупнейших предприятий зачастую находятся в печальном положении (не обновляются новости, сами сайты устарели, морально и технически, отсутствует какая-либо реальная возможность коммуникации on-line с представителями организации и т.п.), практически невозможно.

Как я уже говорил, сегодня лишь компания, которая «продает молоко марсианских божьих коровок» либо существует на рынке, где слабо развита конкуренция, либо, третий вариант, компании со «специфической» деятельностью (как-то продажа навоза), могут себе позволить не присутствовать в интернет пространстве.  Когда-то подобная ситуация наблюдалась на заре индустриальной эпохи с ныне уже классическим инструментом маркетинговых коммуникаций – рекламой. Тогда избалованные кажущейся бесконечностью рынка компании либо вовсе не использовали рекламу, либо использовали ее как краткое сообщение о товаре.

Сегодня подобную ситуацию можно наблюдать в нашей стране с маркетинговыми коммуникациями в интернете. Сразу оговорюсь, что это не касается абсолютно всех компаний, некоторые из них используют если не все возможности этого канала, то многие из них. И все же большинство наших «бизнесменов» по-прежнему не видят важность этого инструмента. Хорошо если компания имеет хоть какой-то веб-сайт (зачастую это сайты-визитки, сделанные студентами за «100 баксов»), но ведь во многих из них руководство не видит вообще никакой необходимости в сайте, не говоря уже о какой-либо иной коммуникации в интернет пространстве. Объяснять это лишь узостью мышления руководителей компаний, значит в корне неверно подходить к ситуации. Не только нежеланием измениться руководствуются они. Возможно, наиболее значимым здесь является состояние самого рынка Беларуси и подготовка (читай интернет грамотность) покупателей. Трудно представить, что организация по изготовлению корзинок станет действовать в интернете. В этом нет необходимости, поскольку нашим людям и в голову не придет искать корзинки в интернете (хотя это было бы удобно). Вот и получается, что подобные компании даже не планируют покорять новый канал коммуникации. А вот в США стали – http://www.longaberger.com И это не просто сайт-визитка. Это качественно сделанный сайт, с возможность обратной связи, даже с возможностью добавления его в свой аккаунт на facebook, т.е. это уже элемент SMM. В нашей стране не у каждой крупной конторы есть подобного качества сайты, что уж говорить про компании по «вязанию веников». И проблема не столько в руководстве компаний, сколько в неготовности рынка к такой коммуникации.

Однако вернемся к SMM и Беларуси. Почему у нас его нет? Потому, что у нас можно по пальцам пересчитать (конечно, я несколько утрирую) компании, которые вообще готовы тратиться на маркетинг в интернете и большинство из них хотят немедленной отдачи от вложенных денег (хотя бы в виде увеличения посетителей сайта). А может ли этого дать SMM? Если он не использует вирусный маркетинг, то нет – ведь это долгая, кропотливая работа. Фактически, на первом этапе, SMM подразумевает создание почвы для компании, на которой, в последствие, благодатно будут всходить семена маркетинговых кампаний организации. Т.е. в нашей стране, где люди в силу многих обстоятельств, не готовы вкладывать деньги в долгосрочные проекты, SMM не имеет перспектив. И это ответ на следующий вопрос – будет ли SMM в нашей стране. До тех пор, пока хотя бы активные пользователи интернета не станут составлять половину от взрослого (т.е. платежеспособного) населения, можно забыть об SMM. Он будет проигрывать по всем статьям традиционным средствам в традиционных СМК.

Впрочем, чтобы не сгущать краски, стоит все же сказать, что SMM невозможен в Беларуси в «промышленных» масштабах. Рынок SMM настолько неразвит у нас, что на нем может появиться лишь небольшая компания либо компания, которая помимо SMM занимается оказанием и иных услуг. Возможно, именно с этого и надо начинать менять сегодняшний рынок Беларуси, чтобы когда-то услышанная мной грустная шутка про беларусские технологии «веб четыре ноля» (ноль денег, ноль инноваций, ноль развития, ноль перспектив) стала просто шуткой.

В следующей статье обсудим те зачатки SMM рынка, которые стали наблюдаться в последнее время.

Post Author: marcell

3 thoughts on “SMM по-нашему

    Kate

    (24.01.2011 - 15:39)

    Привет! Хочу обрадовать — в Беларуси есть SMM, хотя бы потому что есть компания, которая занимается этим направлением.

    Почти на правах самопиара — Newman Media Group — newport.by или вот на Фейсбуке — http://www.facebook.com/profile.php?id=100001742901200 или группа ВКонтакте — http://vkontakte.ru/club19526242

    Так что если интересно пообщаться на тему SMM в Беларуси — милости просим! С удовольствием расскажем обо всем!

    пишите на почту — kate@newman.by

      Иван

      (27.01.2011 - 13:26)

      Интересно:) Но у Вас, как и описано в статье — это является не единственной, а сопутствующей деятельность, насколько я понял?

      marcell

      (27.01.2011 - 14:44)

      Спасибо, Катя, что откликнулись :) и спасибо за эту информацию. Рад, что у нас появилась компания, которая разрабатывает это направление. Также приятно, что в такой компании работают выпускники нашего отделения. Вы ведь выпускница, я не ошибаюсь? :)
      Кстати, передавайте привет Игорю. Он ведь имеет прямое к этому отношение? или я опять ошибаюсь? :) Помнится он раньше не рассматривал Беларусь как потенциальный рынок, видимо, что-то изменилось…
      Тем не менее, просмотрев сайт вашей компании, у меня скорее больше вопросов возникло, нежели получено ответов. из представленных двух осуществленных проектов, лишь один соответствует тому, что называется SMM — продвижение туристической компании (хотелось бы побольше узнать, что за компания такая, а то никаких данных о ней нет). А создание группы вконтакте или иной социальной сети, само по себе не является SMM в полном понимании этого слова. Хотя, безусловно, это большой шаг для компании, подразумевающий выход за рамки корпоративного сайта.
      И все же — в своей статье я оговорил тот момент, что в нашей стране присутствуют зачатки SMM. Взять хотя бы компанию Life:), которая активней других конкурентов проявляет себя в интернет-пространстве. Но таких компаний единицы. И в этом-то и проблема. Их так мало, что не наберется и для одной компании, занимающейся SMM профессионально. к тому же, они предпочитают нанимать своих специалистов либо переквалифицировать уже работающих у них пиарщиков и рекламщиков для работы в новой сфере. Подавляющее же большинство компаний не освоили даже корпоративных сайтов, имея в лучшем случае сайт-визитку «для галочки».
      Вашей же компании я желаю успехов! Я всегда считал, что ситуацию в нашей стране можно изменить только прямыми действиями, и очень надеюсь, что ваша компанию сыграет важную роль в переломе той печальной ситуации, которую мы наблюдаем :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *